Продолжительность: 9'00”
2019
Чехия
Режиссер: Павел Рузяк
Как мы относимся к другим в течение нашей жизни, так и они будут относиться к нашей памяти, когда нас уже нет в живых.
Afterlife (9'00”)
2019
Czech Republic
Director: Pavel Ruzyak
How we treat others during our lifetime is how they will treat our memory when we are no longer alive.
Рецензия от участника "Лаборатории текстов о кино"
В России не празднуют День мертвых, потому что воспоминания о своих мертвецах мы всегда носим с собой. Они с нами, когда мы смотримся в зеркала, когда общаемся с теми, кто был этим людям знаком. Они за нашей спиной, когда рабочую усталость, недовольство жизнью и самими собой мы глушим бутылкой водки. Их голоса, их мысли будут жить в наших головах и до нашей смерти.
В коротком метре «После жизни» от чешского режиссера Павла Рузяка поднимается вопрос памяти. Почти каждый из нас, как странное кривое зеркало, отражает своих родителей. И когда неожиданно приходит смерть (все мы знаем, что, как к ней ни готовься, она все равно наступает неожиданно, ударяя фактом своего появления по голове), это делит жизнь даже взрослых людей на до и после, оставляя лишь непаханое поле для бесконечной рефлексии и горя.
Ситуация, которую мы видим на экране, типовая и знакомая доброй половине русскоговорящего населения. Отец, работающий днями и ночами, уставшая от вечного сидения дома мать, ребенок, не по годам взрослый и напуганный, привыкший засыпать под ссоры родителей. Приглушенные цвета, движения камеры, отражающие пьяное состояние главного героя, яркие и живые реакции актеров передают эту атмосферу глухой боли и тоски, от которой хочется не бросаться на стены, а грызть их, заедая стеклом.
Отсутствие музыкального сопровождения только нагнетает эту атмосферу. Нас сопровождают знакомые почти всем нам похоронные трудности и ссоры с родными, общие травмы на двоих — на сестру и брата. Пустота и неловкое молчание, разговоры, которые не дают почти никакого результата и болезненны, яркие флешбэки, сравнимые с фейерверком, взорвавшимся внутри головы.
Этот фильм про память, отражения и почти неукротимую болезненность травмы, про слезы и ненавистную любовь к тем, кто нас взрастил. Девять минут беззвучного отчаянного плача после смерти.
Валентина Масленникова